Поиск с помощью Yandex.ru
  Яndex  
 
 
 
 
 

КАЗАХИ В РОССИИ

Во второй половине XIX в. казахи получили возможность поступать в средние и высшие учебные заведения России. Значительное количество казахов обучалось в Оренбургской гимназии и различных омских учебных заведениях.  На училища Омска распространялись стипендиальные квоты для казахов-акмолинцев и казахов-семипалатинцев.

Ряд юношей-казахов обучался в Санкт-Петербургском университете. Большинство из них были выходцами из северных и западных областей казахского края, где влияние европейской культуры, общероссийской государственной системы образования проявилось значительно раньше и сильнее, нежели в остальных областях Степного края. Силами казахских студентов Петербурга была создана организация “Землячество”, на собраниях которого обсуждались острейшие проблемы казахского народа. Казахи-студенты принимали участие в культурно-просветительской деятельности. В 1898 г. в Петербурге произошла встреча казахской интеллигенции, среди которой были и студенты, с Оренбургским и Уфимским муфтием (Айтмухамбетов, 1999). Значительная часть казахов обучалась и заканчивала Казанский университет (Кенжетаев, 1998).

В конце XIX в. для казахов степных областей было выделено несколько мест в ряде высших учебных заведений. Казахи, обучавшиеся в этих вузах, официально именовались стипендиатами, то есть они обучались не за свой счет, а за счет денежных стипендий, выделяемых на них из “общественных сумм”. Эти стипендии формировались из денежных взносов, собираемых с казахского населения и вкладывались в особо ценные бумаги, процентный капитал с которых являлся источником содержания студентов. Стипендиальная форма учения — элемент государственной реформы образования, направленной на привлечение молодежи в школы. Областные и губернские власти, были заинтересованы в увеличении квалифицированных кадров из казахов, необходимых для работы в глубинке с казахским населением. Во многом из среды студентов высших учебных заведений России формировалась казахская интеллигенция и политическая элита казахского общества (Айтмухамбетов, 1999).

Издавна значительная часть казахов переселялась в различные регионы России, образуя там компактные группы (Мендикулова, 1995 и др.). Так, начиная с 30-х гг. XIX в., отдельные группы казахов стали переселяться на территорию Горного Алтая. В 1866 г. группа казахов обосновалась в Черно-Ануйском стане Алтайской духовной миссии. Приняв православие, казахи осели в селах Черный Ануй и Тадрала. Казахам, несмотря на сопротивление местных алтайцев, удалось прочно осесть на новом месте. Вслед за этим отдельным группам казахов удавалось переселиться в различные районы Алтая. К 1917 г. на юге Горного Алтая проживало уже около 2000 казахов. Высокий уровень сплоченности, взаимопомощь и сохранение родовых связей с основным этническим массивом позволили казахам прочно закрепиться на новых местах. К сожалению, переселение казахов на Алтай нередко сопровождалось конфликтами с местным алтайским населением, что отложилось в исторической памяти народов. В настоящее время общественность и власть Алтая предпринимает усилия по сохранению межэтнического мира на Алтае, здесь с этой целью осуществляется комплексная программа “Наш общий дом — Алтай”. История и современное состояние межэтнических отношений на Алтае должно найти отражение в формируемой электронной библиотеке (Гуревич, 1983; Коновалов, 1986; Зиновьев, 1997; Анисимова, 2000; Карих, 2000). Относительно компактное расселение казахов в Омской области, их многочисленность, особенности хозяйственного и культурно-бытового уклада, возникшие в условиях проживания в лесостепных и отчасти в лесных районах, а также в условиях активного взаимодействия с оседлыми народами, способствовали формированию особой этнографической группы казахского народа — омских казахов. В Астраханском крае на левом берегу Волги сформировалась особая часть казахского народа — так называемая Букеевская орда, возникшая из отделившейся части Малого жуза (Харузин, 1888, 1891, 1899).

Численность казахов в России по данным переписи 1989 г. составила 635865 чел. В настоящее время в  России живет около миллиона казахов. Районы их компактного проживания — в приграничных с Республикой Казахстан регионах. Это — Алтай, Омская, Челябинская, Курганская, Оренбургская, Саратовская, Волгоградская и Астраханская области. Причем в этих районах казахи относят себя к коренному населению. В европейской части страны казахи живут в основном в крупных городах.

Согласно переписи населения 1989 г. в Москве проживало 8,5 тысячи казахов. В значительной части это представители научной и творческой интеллигенции, инженеры, работники образования и управления. В последнее десятилетие в среде казахов появились бизнесмены и предприниматели. В конце 1990 – начале 1991 г. по инициативе москвичей-казахов, было образовано московское общество “Казак тили” (“Казахский язык”). В 1997 г. в связи с перерегистрацией оно было преобразовано в региональную общественную организацию содействия сохранению казахской культуры “Казахский язык”. В 1991 г. было создано Московское молодежное общество казахской культуры “Мурагер” (“Наследник”). Инициаторами здесь были рабочие промышленных предприятиий, которые приехали из Казахстана по организованному набору. В 1993 году группой юридических лиц — общественными и коммерческими организациями — был учрежден фонд “Казахская диаспора”. В 1997 г. в соответствии с законом о национально-культурных автономиях РФ, принятым в 1996 г., была учреждена и зарегистрирована Казахская региональная национально-культурная автономия Москвы (КазНКА). Начата работа по созданию библиотеки, изданию трудов.

Рост национального самосознания наглядно отражается у казахов Оренбуржья. В Оренбурге создано казахское национально-культурное общество “Казак-тили”, которое издает газету на казахском языке “Айкап”. В 13 школах области казахский язык преподается как родной. Во многих домах культуры области работают национальные казахские коллективы. Орское педагогическое училище готовит кадры учителей казахского языка. По просьбе казахов-аксакалов администрация помогает строительству мечетей. В области ежегодно проходят Дни казахской культуры, отмечается Наурыз и другие национальные праздники

В Омске создано ряд казахских национально-культурных центров и творческих объединений — “Казак-тили”, “Молдир”, “Аманат”, “Жастар”, издается газета “Омбы уни”. Они активно проводят культурно-просветительную работу, направленную на пропаганду национально-нравственных ценностей среди казахского населения Западной Сибири. В Астрахани и Астраханской области создано и действует Астраханское областное казахское общество национальной культуры “Жолдастык” (“Содружество”).

Общества и объединения казахов созданы и в других городах России. В 1997 г. в Омске состоялось координационное совещание представителей общественных объединений казахов России. В 1998 г. совместно с министерством по делам национальностей РФ и Московским комитетом образования, при содействии Комитета общественных и межрегиональных связей КазНКА Москвы провела межрегиональное совещание “Обеспечение и пути реализации прав на сохранение и развитие казахского языка и казахской культуры в Российской Федерации”. В его работе участвовали представители 12 регионов России. В итоговом документе совещания сказано: “Изучение и пропаганда казахского языка и культуры должны органично увязываться с освоением культуры других народов России, в первую очередь русской культуры, и исключить возможность проявления негативных явлений в межэтнических отношениях в местах компактного проживания казахов”. В развитие процесса объединения казахов России, в феврале 2000 года прошло совещание в Оренбурге, где было принято решение о необходимости создания Федеральной национально-культурной автономии казахов России (ФНКА) и образован организационный комитет. Учитывая интересы соотечественников за рубежом, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев издал указ “О Государственной программе поддержки соотечественников, проживающих за рубежом”.

Издания по Казахам в России:

  1. Абатаев, Е.Б. Народные игры казахов Южного Алтая[Электронный ресурс] / Е.Б. Абатаев, . - 2004
    Полный текст публикации:
    http://www.kyrgyz.ru/?page=232
    http://turokpub.ru/info/I269.htm
  2. Бельгибаев, Е.А. Погребальная обрядность казахов Барнаула[Электронный ресурс] / Ержан Адильбекович Бельгибаев. - 1990-е
    Полный текст публикации:
    http://new.hist.asu.ru/naltai/kzpogrebal.html
  3. Боронин, О.В. Исторические предпосылки восприятия казахов юга Горного Алтая алтайцами [Электронный ресурс] / Олег Валерьевич Боронин, Андрей Юрьевич Быков. - 2003
    Полный текст публикации:
    http://www.ethnonet.ru/ru/pub/0903-02.html
  4. Волобуева, М.М. О национальных сообществах в Алтайском крае[Электронный ресурс] / М.М. Волобуева. - 2005
    Полный текст публикации: http://ashpi.asu.ru/studies/2005/vlbva.html
  5. Киттары, М.Я. Ставка хана внутренней киргизской орды / Модест Яковлевич Киттары. - СПб., 1849. - 48 c.
    Полный текст публикации: Kittary_1849.pdf
  6. Ларина, Е.И., Наумова О.Б. Народное самоуправление казахов Оренбургской области[Электронный ресурс] / Елена Игоревна Ларина, Ольга Борисовна Наумова. - 2006
    Полный текст публикации:
    http://www.ia-centr.ru/archive/public_detailsfb68.html?id=127
  7. Ларина, Е.И. Современное религиозное сознание российских казахов и ислам имамов [Электронный ресурс] / Елена Игоревна Ларина, Ольга Борисовна Наумова. - 2006
    Полный текст публикации:
    http://www.ethnonet.ru/ru/print/pub/larina.html
  8. Ларина, Е.И., Наумова, О.Б. Атамекен — земля отцов: казахская миграция российско-казахстанского пограничья и формирование национальной идеи Казахстана[Электронный ресурс] / Елена Игоревна Ларина, Ольга Борисовна Наумова. - 2006
    Полный текст публикации:
    http://www.postsoviet.ru/page.php?pid=15
  9. Матвеев, А.В. Материальные элементы традиционной культуры передвижения казахов современного Горьковского района Омской области в конце XIX - первой половине XX вв. / Алексей Викторович Матвеев // Степной край: зона взаимодействия русского и казахского народов (XVIII - XX вв.): II международная научная конференция: Тезисы докладов и сообщений. - Омск, 2001. - С. 176-179
    Полный текст публикации:
    http://www.sibmuseum.ru/ways_and_roads/2articles.htm
  10. Матвеев, А.В.; Михалева, Т.В. Традиционная культура передвижения человека (на примере этнографической группы казахов Омской области). Отправление в дорогу / Алексей Викторович Матвеев, Т.В. Михалева//Культурологические исследования в Сибири. - Омск, 2001. - №1. - С. 138-143
    Полный текст публикации:
    http://www.sibmuseum.ru/ways_and_roads/4articles.htm
  11. Матвеев, А.В.; Михалева, Т.В. Традиционная культура передвижения человека (на примере этнографической группы казахов Омской области). "Дорога в хаосе", "Возвращение" / Алексей Викторович Матвеев, Т.В. Михалева//Культурологические исследования в Сибири. - Омск, 2001. - №2. - С. 117-125
    Полный текст публикации:
    http://www.sibmuseum.ru/ways_and_roads/5articles.htm
  12. Мендикулова, Г.М. Казахская диаспора и ирредента: история и современность[Электронный ресурс] / Гульнара Малгабаровна Мендикулова, . - 2005
    Полный текст публикации:
    http://articles.excelion.ru/science/history/world/42462875.html
    http://www.kazembassy.ru/issue/?issueId=232
  13. Патеев, Р.Ф. Ислам в Ростовской области / Ринат Фаикович Патеев, ; Под ред. проф. А. В. Малашенко. - М.: Логос, 2007. - 104 c. - ISBN 978-5-98704-252-6
    Полный текст публикации:
    http://www.ino-center.ru/news/doc/islam_in_rostov.pdf
  14. Пистоленко, В. Из прошлого Оренбургского края / В. Пистоленко. - Чкалов: Чкаловская коммуна, 1939. - 152 c.
    Полный текст публикации: http://kraeved.opck.org/biblioteka/kraevedenie/iz_proshlogo_oren_kr/iz_proshlogo_oren_kr.exe
  15. Положение об управлении оренбургскими киргизами / Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Правительствующего Сената. - СПб., 1844. - 37 c.
    Полный текст публикации:
    Polozheniye_ob_upravlenii_1844.pdf
  16. Садовская, Е.Ю. Репатриация этнических казахов в Казахстан[Электронный ресурс] / Елена Юрьевна Садовская. - 2001
    Полный текст публикации:
    http://www.demoscope.ru/weekly/2002/069/analit05.php
  17. Сейдин, Н.Б. Казахи за рубежом как объект национальной политики Казахстана [Электронный ресурс] / Нурлан Бакытжанулы Сейдин. - 2003
    Полный текст публикации:
    http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1041585360
  18. Семенов, В.В. Ислам в Саратовской области / Владимир Васильевич Семенов; Под ред. проф. А. В. Малашенко. - М.: Логос, 2007. - 120 c. - ISBN 978-5-98704-264-Х
    Полный текст публикации:
    http://www.ino-center.ru/news/doc/islam_in_saratov.pdf
  19. Солдатенков, К. Очерки зауральской степи и внутренней, или Букеевской орды / К. Солдатенков, Н. Щепкин. - М., 1859. - 101 c.
    Полный текст публикации:
    Ocherki_zauralskoy_stepi_1859.pdf
  20. Сызранов, А.В. К вопросу о шаманстве у казахов и ногайцев-карагашей Нижнего Поволжья в XIX - начале XX вв. //Традиционная народная культура и этнические процессы в многонациональных регионах Юга России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 9-10 июля 2004 г.. - Астрахань, 2004. - С. 108-116
    Полный текст публикации:
    http://mdn.clan.su/publ/1-1-0-17
  21. Сызранов, А.В. Народный ислам на Нижней Волге[Электронный ресурс] / Андрей Владиславович Сызранов. - 2006
    Полный текст публикации:
    http://www.ethnonet.ru/ru/pub/syzr.html
  22. Традиционные знания коренных народов Алтае-Саян в области природопользования : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Барнаул, 11–13 мая 2009 г. / Под ред. И.И. Назарова. - Барнаул: ARТИКА, 2009. - 144 c.
    Полный текст публикации:
    http://ethnography.omskreg.ru/dl/any/2.pdf
  23. Утегалиева, С.И. Инструментальная музыка казахов Астраханской области[Электронный ресурс] / Сауле Исхаковна Утегалиева. - 2007
    Полный текст публикации:
    http://www.astrasong.ru/c/science/article/607/
  24. Харузин, А.Н. Киргизы Букеевской орды (Антрополого-этнологический очерк) / Алексей Николаевич Харузин. - М., 1889. - 551 c., Т. 1
    Полный текст публикации: Kharusin_1889.pdf
  25. Юнусова, А.Б. Ислам в Башкортостане / Айслу Билаловна Юнусова; под ред. А. В. Малашенко. - М.: Логос, 2007. - 91,[1] c. - ISBN 978-5-98704-224-0
    Полный текст публикации:
    http://www.ino-center.ru/news/doc/islam-in-bashkortostan.pdf
к началу страницы
введение
Российско-казахстанское этнокультурное и этнополитическое взаимодействие
История и этнография казахского народа
Русские в Казахстане и российско-казахстанском приграничье
казачество
уральское казачество
оренбургское казачество
сибирское казачество
семиреченское казачество
старообрядцы
военные
крестьяне
горожане
Русские в современном Казахстане
Казахи в России
исследователи
контакты
   
 
 
 
 
© 2007 - Кафедра этнографии и антропологии СПбГУ
© 2007 -  Лаборатория информационных систем ИФИ СПбГУ
© 2007 Российская государственная библиотека
© 2007 -  Дизайн Татьяны Шеломовой